ПРАВДА ЛИ, ЧТО СРЕДИ ЛЮДЕЙ ИСКУССТВА БЫЛИ КРЕПОСТНЫЕ?

Отвечает Маргарита Ковынева,
автор портала «Культура.РФ»

ПРАВДА ЛИ, ЧТО СРЕДИ ЛЮДЕЙ ИСКУССТВА БЫЛИ КРЕПОСТНЫЕ?

Отвечает Маргарита Ковынева,
автор портала «Культура.РФ»
Некоторые выходцы из крепостных стали известными художниками, артистами и музыкантами. Среди них был и знаменитый театральный актер Михаил Щепкин — один из основателей русской актерской школы. Щепкин родился в 1788 году в Курской губернии в крестьянской семье, принадлежавшей помещику Гавриле Волькенштейну. В воспоминаниях сам актер писал о своей семье:
Отец мой Семен Григорьевич был крепостной человек графа Волькенштейна, но дед мой был сын священника Иоанна… Это не должно казаться странным, ибо в том веке делалось это часто, так что дед мой не слишком удивился, когда, заснув свободным, проснулся крепостным, а только немного погрустил — и то, разумеется, безотчетно; наконец совершенно привык к новому своему званию. Мать моя Марья Тимофеевна была также из крепостных, пришедшая в приданое за графиней…
Михаил Щепкин. «Записки актера Щепкина»
Отец Щепкина со временем стал управлять всеми поместьями графа, поскольку был у него на хорошем счету. Сам Михаил в юности часто бывал в доме барина и именно там впервые увидел любительский спектакль. Щепкин стал посещать постановки в городском театре Курска, вскоре начал подрабатывать там суфлером, а затем вошел в основную актерскую труппу. После этого он служил в театрах Малороссии, стал любимцем публики — князь Николай Репнин решил выкупить Щепкина у помещика, чтобы оставить его на службе в театре Полтавы. Чтобы собрать необходимые 10 тысяч рублей, дали спектакль, а к вырученной сумме князь добавил собственные средства. Так Щепкин стал вольным и началась его карьера на сценах Москвы и Петербурга.

Другим известным выходцем из крестьянства был художник Василий Тропинин. Он родился в 1776 году в Новгородской губернии, в семье крепостных. Юношу отправили в Петербург учиться кондитерскому делу. В столице Тропинин стал бывать в Императорской Академии художеств — самом престижном учебном заведении того времени, где обучали искусству. Но занятия пришлось оставить, когда граф Ираклий Морков вызвал Тропинина обратно в провинцию. После войны 1812 года Морков перебрался в Москву, а вместе с ним и Тропинин. Художник стал писать портреты на заказ и вскоре стал знаменитым. Почитатели его таланта требовали у графа вольной для крепостного. Тропинин стал свободным только в 47 лет, а члены его семьи так и остались крепостными.

Выходцем из крепостных был и архитектор Андрей Воронихин. Зодчий родился в 1759 году в Пермской губернии, в семье, принадлежавшей графу Александру Строганову. В юности Воронихин учился в иконописной мастерской. Строганов заметил талант крепостного и отправил его в Москву. Воронихин обучался у ведущих русских зодчих того времени — Василия Баженова и Матвея Казакова. В 1780-х годах граф отправил Воронихина в Европу, где мастер изучал живопись, архитектуру и естественные науки. В 1786 году зодчий получил вольную. Самой известной работой Воронихина стал проект собора Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге, а еще архитектор работал над зданием Горного института в Петербурге и над проектами дворцов в окрестностях Северной столицы — в Гатчине, Стрельне и Павловске.

Иногда бывшие крепостные становились меценатами. Например, основатель знаменитой династии промышленников Морозовых Савва Васильевич происходил из небогатых крестьян из подмосковной деревни Зуево. В конце XVIII века он открыл мастерскую по производству ткани и вместе с женой из семьи красильщиков занимался тканями, возил их на продажу в Москву. Свободные деньги Морозов давал под проценты землякам из деревни. Капитал рос, и вскоре промышленник построил в Зуеве собственную ткацкую фабрику. В начале 1820-х годов Морозов выкупил себя и своих сыновей из крепостничества.

К концу жизни фабрикант стал купцом первой гильдии и хозяином многих предприятий, а его дело унаследовали сыновья и внуки. Впоследствии Морозовы стали знаменитой династией благотворителей: Алексей Морозов собрал коллекцию предметов, на основе которой был создан Музей фарфора; Савва Морозов покровительствовал Дягилевским сезонам; на средства Морозовых, в частности Ивана и Михаила, был основан Институт имени Морозовых на Девичьем поле для лечения страдающих опухолями, а собрание картин, которые братья приобретали в течение всей жизни, вошло в коллекцию Пушкинского музея.