БИДЕРМÉЙЕР

БИДЕРМÉЙЕР
Бидермейер, или бидермаер, — это художественное течение, которое было популярно в немецкоговорящих странах в период между 1815 и 1848 годом. Однако многие искусствоведы считают, что выделять бидермейер как отдельный художественный стиль нельзя, так как у него не было особых черт и признаков стиля.
Название течения произошло от имени выдуманного персонажа — Готлиба Бидермейера. Фамилия его переводится как «простодушный господин Мейер». Этого героя придумал немецкий писатель Людвиг Айхродт. Готлиб был стереотипным мелким буржуа, который писал наивные стихи и публиковал их в мюнхенском еженедельнике. Образ Бидермейера замышлялся как карикатура на тех представителей среднего класса, которые уделяли больше внимания собственному комфорту, нежели общественным делам.

Появление течения было реакцией на политический кризис в Европе. Когда закончились Наполеоновские войны, наступили застой и разочарование в прежних идеалах. Многие люди, в том числе художники, хотели уйти от общественной жизни и спрятаться в семейном кругу, среди близких друзей, за домашними делами и увлечениями.

Поэтому в искусстве того периода все высокое сводилось к обыденному и бытовому: романтическая невероятная любовь — к тихой семейности, бурные страсти — к повседневным эмоциям, значительные личности — к обыкновенным людям. Искусство бидермейера стремилось установить гармонию, изобразить идиллию, которой не хватало в реальном мире.

В живописи преобладал бытовой жанр, сюжеты были камерными и трактовались идиллически, реже — иронически. Стилистически изобразительное искусство было неоднородным: в нем проявлялись черты и позднего классицизма, и романтизма. Мастера того периода были внимательны к деталям, старались точно передать действительность.

Среди художников бидермейера известны Карл Шпицвег, Мориц фон Швинд, Георг Фридрих Керстинг и другие живописцы. На работах Керстинга, например таких как «Внимательный читатель» или «У зеркала», изображены обычные люди за бытовыми делами, что было характерно для этого направления.

В Российской империи течение популярно не стало, однако повлияло на многих художников. Среди них — Алексей Венецианов, Василий Тропинин, Сергей Зарянко, Павел Федотов.

Эпоха бидермейера подошла к концу в 1848 году: тогда в Европе вспыхнули буржуазные революции и общество вновь заинтересовали социальные и политические вопросы.