Роман Клейн

Годы жизни: 31 марта 1858 - 03 мая 1924
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Роман Клейн спроектировал около 130 сооружений, из них свыше 60 — в Москве. Он был одним из первых в России, кто начал применять в строительстве железобетонные конструкции. Ярким образцом клейновского стиля, сочетавшего мотивы старинного зодчества и новейшие технические достижения, стал универмаг «Мюр и Мерилиз», известный сегодня как ЦУМ. Но главное детище, прославившее имя архитектора, — здание Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Первые самостоятельные проекты архитектора Клейна

Будущий архитектор был пятым из семи детей московского купца первой гильдии Ивана Клейна. При рождении мальчику дали имя Роберт Юлиус, но окружающие стали называть его по-русски — Романом. Мать Эмилия Клейн собирала в доме кружок интеллигенции, куда были вхожи пианисты Антон
и Николай Рубинштейны. Другом семьи был архитектор Александр Вивиен, преподававший в Межевом институте и Земледельческой школе. Под его влиянием 10-летний Роман увлекся градостроительством. В 1873–1874 годах, еще учась в гимназии, он посещал курсы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 17 лет Клейн ушел из дома, на мизерное жалованье младшего чертежника снимал на пару с товарищем комнату практически без мебели, часто недоедал, но отказывался брать деньги у родителей. В 1875 году архитектор Владимир Шервуд, у которого работал Клейн, начал строить Исторический музей
на Красной площади, что стало для юноши серьезной школой. Спустя два года Клейн поступил в Императорскую академию художеств
в Петербурге. После ее окончания молодой архитектор отправился в пенсионерскую поездку. Академия художеств оплачивала лучшим выпускникам пребывание в Италии или Франции для завершения образования. За 1,5 года Клейн побывал в Равенне и Риме, а в Париже работал в мастерской самого Шарля Гарнье — архитектора, построившего здание Парижской оперы и Казино в Монте-Карло. От Гарнье Роман Клейн перенял любовь к эклектике и в частности — к модному тогда во Франции стилю боз-ар. За его основу брались элементы итальянского Ренессанса и французского барокко. В дальнейшем Клейн обращался в своем творчестве к разным странам и эпохам.
Вернувшись в Москву, архитектор реализовал свой первый самостоятельный проект: перестроил особняк на Новой Басманной улице для купца Василия Хлудова. В 1886–1888 годах Клейн возвел дом для московской купчихи Варвары Морозовой. Здание, стилизованное под итальянское палаццо, стало лучшей рекомендацией для молодого архитектора. Отныне к нему постоянно обращались заказчики из купеческой среды.
Архитектор лично курировал строительство на «своих» объектах, одним из таких был Гинекологический институт (ныне — Институт акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева). Его построили в 1893 году в Клиническом городке при Московском университете на Девичьем Поле. Это здание интересно угловой башней-операционной с большими окнами и стеклянным потолком. Клинику возводили на средства мецената Павла Шелапутина. По его же заказу Роман Клейн построил неподалеку дом для выдающегося врача Владимира Снегирева.
К тому же периоду относятся такие проекты Клейна, как Средние торговые ряды на Красной площади, Торговый дом Серпуховского городского общества, Торговый дом «Варваринское подворье».
Торговый дом Серпуховского городского общества. Фотография: livejournal.com
Средние торговый ряды на Красной площади. Фотография: Володина Ольга / фотобанк «Лори»
Бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье». Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Музей изящных искусств

В августе 1896 года был объявлен конкурс на проект здания Музея изящных искусств имени Александра III при Московском университете. Инициатором и душой музея, его первым директором был профессор Московского университета историк искусства и доктор римской словесности Иван Цветаев
. Он разработал и условия конкурса — в них оговаривалось, что проект должен быть выполнен «в формах античной архитектуры или в стиле эпохи Возрождения». Интерьеры залов должны были быть оформлены сообразно эпохе, к которой принадлежали выставленные в них экспонаты. Конкурс проводила Академия художеств, в нем приняло участие 19 архитекторов с 15 проектами. Роман Клейн был удостоен лишь дополнительной награды, но правление Московского университета
выбрало его проект для реализации. Иван Цветаев объяснял это так:
«Неудачный конкурс в Санкт-Петербургской академии художеств, на который из-за внутренних раздоров архитектурного отделения с живописным никто из больших архитекторов не пошел: выступили только второстепенные и молодые силы, не представившие хорошего проекта. Вследствие чего остановились на Клейне, хотя тоже не удовлетворившем своим конкурсным проектом, но близко знакомого Николаю Андреевичу Звереву и обещавшем возможность разработки планов музея совместно со мною и по указаниям заграничных специалистов, каковую надежду, при художественной своей натуре и отличном нраве, он и исполнил, переделывая шесть раз свой проект».
Музей изящных искусств
строили 16 лет. Из 2,6 миллиона рублей, в которые обошлось строительство, больше двух миллионов выделил меценат Юрий Нечаев-Мальцев. Клейн не раз ездил в Европу — консультировался с историками, археологами и специалистами по музееведению.
Здание возвели в стиле античного храма. Колонны фасада повторяют колоннаду восточного портика Эрехтейона — храма в Афинском акрополе. В декабре 1904 года случился пожар, пострадали залы антиквария и библиотека. Иван Цветаев в это время находился в Берлине, и Клейн, по сути, взял на себя руководство, так как «пожарными распоряжался лишь пьяный брандмейстер Тверской части». В письме к Цветаеву архитектор рассказывал: «…пожарные, не церемонясь, пробивали ломами насквозь ящики и таким образом громили все содержимое. Меня отчаяние охватывало до слез… Хладнокровнее всех, как мне показалось, отнесся к случившемуся Юрий Степанович (Нечаев-Мальцев. — Прим. ред.)… он успокаивал меня, говоря, что убытки небольшие и ограничатся суммою не более 25 000 рублей, но мне думается, что они значительнее».
В 1907 году за проект Музея изящных искусств Роману Клейну присвоили звание академика архитектуры. Музей открылся 31 мая 1912 года.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: arts-museum.ru
Здание московского театра «Современник». Фотография: Shuvaev / wikimedia.org
Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ). Фотография: moscow.org

Пивоваренный завод, Торговый дом, Храм-усыпальница

Параллельно с работой над музеем Роман Клейн возводил другие здания. В 1901 году он построил особняк для чаеторговцев Высоцких, стилизовав его под французское шато. Сегодня в этом здании в Огородной слободе располагается Дворец творчества детей и молодежи. В 1903 году закончилось строительство Института для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых в Больничном городке при Московском университете. Для промышленных нужд Клейн построил электростанцию и пивоваренный завод, чаеразвесочную, каучуковую и шелкоткацкую фабрики. По его проектам возводились винные склады и доходные дома, приюты и гимназии. В 1906 году к нему обратилась еврейская община Москвы. После того как власти разрешили вновь использовать здание Большой Хоральной синагоги по прямому назначению, необходимо было восстановить убранство, созданное ранее архитектором Семеном Эйбушицем.
Клейн охотно брался за реконструкции, хотя слава в этом случае доставалась автору первоначального проекта. Но бывало и наоборот. В 1893 году Клейн построил дом в ренессансном стиле для чаеторговцев Перловых
. В 1896 году Перловы поручили архитектору Карлу Гиппиусу переоформить строение в китайском стиле, чтобы привлечь клиентуру. Дом украшает Мясницкую улицу и сегодня, но авторство китайского декора нередко по ошибке приписывают Роману Клейну.
В 1906–1908 годах под руководством Клейна возводился торговый дом «Мюр и Мерилиз». Семиэтажное здание, напоминающее английский готический замок, построенное из стекла и бетона на несущих металлических конструкциях, смотрелось в центре Москвы революционно. Впервые окна нижних этажей представляли собой сплошную витрину — выставку товаров, как тогда говорили, — впервые покупатели могли пользоваться лифтами.
В 1912 году Клейн участвовал в сооружении нового Бородинского моста через Москву-реку. Спустя два года на Чистопрудном бульваре открылся построенный им кинотеатр «Колизей». После реконструкции 1970-х годов в это здание переехал театр «Современник»
. Одной из последних значительных работ Романа Клейна стал храм-усыпальница Юсуповых в усадьбе Архангельское — «Колоннада». По прямому назначению это величественное здание никогда не использовалось, сегодня в нем проводят выставки и концерты.
Роман Клейн преподавал в Московском высшем техническом училище и Рижском политехническом институте, базировавшемся в 1916–1918 годах в Москве. В его мастерской стажировались Леонид Веснин и Григорий Бархин, с именами которых связан облик новой советской Москвы. В 1924 году Романа Клейна назначили руководителем проектного бюро Наркомпроса. В том же году архитектор скончался.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна