Не просто писатели
Как Владимир Набоков писал литературный сценарий к фильму Кубрика «Лолита», сколько раз Михаил Булгаков переписывал «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и какой фильм по книге Замятина стал лучшим во Франции в 1936 году. «Культура.РФ» вспомнила писателей, примеривших на себя роли сценаристов.
Владимир Маяковский
![Владимир Маяковский в роли Художника и Лиля Брик в роли Балерины в немом художественном фильме Никандра Туркина (Алатрова) «Закованная фильмой». 1918 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/8a8d8695-ac59-5ed6-ab46-74b7fc7e49bb/t_average/15-jpg.png)
![Владимир Маяковский в роли Хулигана в немом художественном фильме Евгения Славинского и Владимира Маяковского «Барышня и хулиган». Москва, 1918 год. Фотография: Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/4d92df4c-7b50-583c-a3fd-62d41b710229/t_average/14-jpg.png)
![Владимир Маяковский в роли Художника и Александра Ребикова в роли Цыганки в немом художественном фильме Никандра Туркина (Алатрова) «Закованная фильмой». Москва, 1918 год. Фотография: Евгений Славинский / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/229b0649-b624-590d-a6e4-53752efaa0a4/t_average/13-jpg.png)
Владимир Маяковский экспериментировал в разных областях искусства — в том числе пробовал себя в кинематографе. В 1913 году он написал свой первый киносценарий «Погоня за славой». Через пять лет появились работы «Не для денег родившийся» по мотивам «Мартина Идена» Джека Лондона, «Барышня и хулиган» и «Закованная фильмой» (в картине по этому сценарию Маяковский сам исполнил главную роль, а Лиля Брик сыграла балерину). В 1920 году на экраны вышел фильм «На фронт», который поэт называл «агиткартиной, исполненной в кратчайший срок». Ни один из этих сценариев не сохранился. За исключением «Барышни и хулигана» и нескольких фрагментов «Закованной фильмой» до наших дней не дошли и снятые по ним фильмы. Маяковский не любил свои киноработы той поры, называл их «сентиментальной заказной ерундой».
Пик работы в кинематографе у Маяковского пришелся на 1926–1927 годы, когда он написал сценарии «Дети», «Слон и спичка», «Сердце кино», «Любовь Шкафолюбова», «Декабрюхов и Октябрюхов», «Как поживаете?», «История одного нагана», «Товарищ Копытко, или Долой жир!», «Позабудь про камин». Из всех сценариев экранизировали только «Детей» и «Декабрюхова и Октябрюхова», зато тексты сохранились — их впоследствии опубликовали в Собрании сочинений Маяковского.
Евгений Замятин
![Евгений Замятин. 1925 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/fbb07cc0-6806-56a6-a17f-05c8d431da76/t_average/10-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Жана Ренуара «На дне» (1936)](https://cdn.culture.ru/images/4f28c5dc-9851-5ae7-9262-ccd486d64e95/t_average/11-jpg.png)
![Евгений Замятин. Москва, 1930 год. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва](https://cdn.culture.ru/images/2ddc2b97-240e-5538-9f18-02ef4716e12d/t_average/12-jpg.png)
Первые киноопыты Замятина относятся к его жизни в СССР — здесь он написал рассказ «Пещера», по которому в 1927 году вышел фильм «Дом в сугробах», а в 1928 году появилась картина «Северная любовь» по повести «Север». Писал Замятин и сценарии: «Одиннадцать и одна», «Подземелье Гунтона», однако фильмы по ним так и не вышли.
В 1931 году Евгений Замятин эмигрировал. Он осел в Париже, где стал зарабатывать киносценариями. Правда, писатель сожалел, что эта работа отвлекала его от художественной прозы: «…в голове у меня — неплохой капитал, а я его трачу на Ersatz'ы, на написание каких-то сценариев — только потому, что это единственная не так мизерабельно оплачиваемая здесь работа». Во Франции Замятин адаптировал для киноэкрана произведения русских классиков — «Пиковую даму» Александра Пушкина, «Войну и мир» Льва Толстого, «Вешние воды» Ивана Тургенева. Самой удачной киноработой Замятина называют экранизацию «На дне» Максима Горького режиссера Жана Ренуара — ее признали лучшим французским фильмом 1936 года. Замятин предпринимал попытки экранизации и собственного романа «Мы», но они не увенчались успехом.
Читайте также:
Владимир Набоков
![Владимир Набоков в рабочем кабинете в отеле «Монтре Палас». Из серии фотографий «Владимир Набоков в Швейцарии (1961–1977 годы)». Монтре, Швейцария, 1963 год. Фотография: Таппе Хорст / Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/3c0a78f5-fe5a-5fd8-8399-1946471a964a/t_average/7-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Стэнли Кубрика «Лолита» (1962)](https://cdn.culture.ru/images/933903d3-8f56-5e51-8e8b-d60f7de9f113/t_average/8-jpg.png)
![Владимир Набоков за конторкой в рабочем кабинете в отеле «Монтре Палас». Из серии фотографий «Владимир Набоков в Швейцарии (1961–1977 годы)». Монтре, Швейцария, 1963 год. Фотография: Таппе Хорст / Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/908c37b1-12ad-5719-8310-cade5a7a75ef/t_average/9-jpg.png)
В 1960-е американский режиссер Стенли Кубрик решил экранизировать «Лолиту» Владимира Набокова — написать сценарий он попросил самого автора романа. Правда, сначала Набоков отказался. Его жена Вера Набокова писала продюсеру Джеймсу Харрису о причине: «Камнем преткновения стала для него идея поженить главных героев с благословения некоего родственника».
Когда же Кубрик предложил Набокову вместе бороться с цензурой и посулил внушительный гонорар, писатель согласился. Первый черновик сценария — не менее литературный, чем первоисточник, — был на 400 страниц. Этого объема вполне хватило бы на восьмичасовой фильм. Набоков сократил текст.
«Я полагаю, что я довел сценарий до разумной протяженности: Пролог — 10 мин.; первый акт — 40 мин.; второй акт — 30 мин.; третий акт — 50 мин., и кроме этого я отметил несколько мест, которые по Вашему усмотрению также можно сократить (другие — восстановить)».
Владимир Набоков
В 1963 году Набоков был номинирован на премию «Оскар» как автор лучшего адаптированного сценария.
Михаил Булгаков
![Михаил Булгаков. 1927 год. Фотография: Борис Шапошников / Музей М.А. Булгакова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/924d44e3-0db6-5e21-8aa5-a45e62bad190/t_average/4-jpg.png)
![Михаил Булгаков с третьей женой Еленой Булгаковой. 1935 год. Фотография: Наталия Ушакова / Музей М.А. Булгакова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/0097b310-7d02-5ccc-8f95-123f9b7a05cf/t_average/5-jpg.png)
![Михаил Булгаков на генеральной репетиции пьесы «Мольер» («Кабала святош») в МХАТе. Москва, 1936 год. Фотография: Музей М.А. Булгакова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/74ec5b5f-dcc7-5548-8d7a-17bbd8391b73/t_average/6-jpg.png)
Если пьес за свою жизнь Михаил Булгаков написал немало, то его киносценариев известно всего два. Оба были созданы по мотивам произведений Николая Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и «Ревизор».
Первый сценарий автор написал по заказу кинофабрики «Союзфильм». Булгаковский текст во многом шел вслед за поэмой Гоголя, но писатель добавил сцены-отступления, в которых раскрывались чувства и мысли героев. Режиссер будущей картины Иван Пырьев принял сценарий только с третьего раза, но и потом Булгаков еще несколько раз его дорабатывал. Были и другие трудности: в газете «Вечерняя Москва» сообщили, что «сценарий написан М.А. Булгаковым и Ив. Пырьевым». Михаил Булгаков доказал свое единоличное авторство, но после этого Иван Пырьев охладел к будущему фильму — экранизация так и не появилась. Текст сценария сегодня можно прочесть в собрании сочинений писателя.
«Ревизора» Булгаков писал по заказу «Украинфильма». Работа над этим сценарием также шла трудно — первые авторские версии были раскритикованы. В результате Булгаков был вынужден писать в соавторстве с режиссером картины Михаилом Каростиным. Этот сценарий приняли на студии, и режиссер даже успел приступить к экранизации. Но две первые снятые сцены жестко раскритиковало начальство, и картину закрыли.
Евгений Евтушенко
![Евгений Евтушенко. 1960 год. Фотография: Сергей Васин / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/d55b7947-68ce-57c4-ac5b-83e9a4a6550f/t_average/2-jpg.png)
![Евгений Евтушенко (сидит) на киностудии «Мосфильм» ведет отбор на роли в своем художественном фильме «Похороны Сталина». Москва, 1989 год. Фотография: Музейное объединение «Музей Москвы», Москва](https://cdn.culture.ru/images/b53dc2ec-4c47-5fc3-8fce-eb4fd37a56b8/t_average/3-jpg.png)
![Евгений Евтушенко. 1967 год. Фотография: Николай Лаврентьев / Мультимедиа Арт Музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/80dffb48-69ec-5743-a499-acd121a44eb9/t_average/1-jpg.png)
В 1964 году вышел фильм «Я — Куба» Михаила Калатозова, сценарий для которого написал поэт Евгений Евтушенко. Картина состояла из нескольких новелл, рассказывающих о том, как революция на Кубе изменила жизни героев ленты. Фильм стал лауреатом Международного технического конкурса фильмов в рамках IV конгресса УНИАТЕК в Милане и получил Архивную награду Национального общества кинокритиков США.
Следующей работой Евтушенко в кино стал фильм «Детский сад», снятый по мотивам личных воспоминаний поэта о военном детстве. Картину показали вне конкурса на Венецианском кинофестивале, впоследствии она получила широкое признание на Западе. Наконец, в 1990-м Евтушенко не только написал сценарий, но и снял по нему собственную картину — «Похороны Сталина». Там он исполнил и одну из ролей.
Автор: Лидия Утёмова
Смотрите также